Ранний буддизм – цитаты и афоризмы
Ранний буддизм, VII—III вв. до н. э.
Суть раннего буддизма заключается в учении о “страданиях”. Страданием буддизм провозглашает все, что связано с практической повседневной жизнью, саму жизнь, начиная с момента рождения и кончая смертью.
Своеобразие буддизма состоит в том, что он отрицает идею субстанции бытия, выраженную в понятиях бога и души. Вместо них буддизм выдвигает положение о том, что все многообразие бытия зиждется не на внутренней духовной опоре, а связано между собой неразрывной цепью всеобщей взаимозависимости и взаимообусловленности.
Самым авторитетным источникам раннего буддизма является сборник «Типитака», составление которого относят обычно к III в. до н.э.
Вопрошающему, «чем обусловлены старость и смерть», следует ответить: «Старость и смерть обусловлены рождением».
«Дигха-никая»
Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, — он причастен к святости.
«Дхаммапада»
Мир лишен души и [всего], что относится к душе.
«Самьютта-никая»
В этом мире ликует он и в ином — ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. «Добро сделано мной!» — ликует он. Еще больше ликует он, достигнув счастья.
«Дхаммапада»
Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».
«Дхаммапада»
Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.
«Дхаммапада»
Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.
«Дхаммапада»
Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.
«Дхаммапада»
Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья, равного спокойствию.
«Дхаммапада»
…Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
«Дхаммапада»
Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.
«Дхаммапада»
У того, чья мысль нестойка, кто не знает истинной дхаммы, чья вера колеблется, — мудрость не становится совершенной.
«Дхаммапада»