Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель.
Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другими, кого мы воображаем себе подобным.
Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью.
Понимание — начало согласия.
Невежество не есть аргумент.
Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так не властны, как над языком своим.
Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.
Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
В желании выражается сущность человека.
Богословы больше всего озабочены, как бы им свои выдумки и мнения вымучить из священных письмен и подкрепить божественным авторитетом.
Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.
Не смеяться, не плакать, не презирать, а понимать
О своём стремлении отнестись так к человеческим поступкам говорит нидерландский философ XVII в. Бенедикт Спиноза, обращаясь к политике и стремясь исследовать эту науку беспристрастно, словно математику, — рассматривая аффекты и чувства не как пороки, а как свойства человеческой природы.
Продолжить чтение «Не смеяться, не плакать, не презирать, а понимать»