Уж выше Катона ты не поставишь никого

Эти слова Цицерона («Брут, или о знаменитых ораторах». 17. 69) о Марке Порции Катоне (Катоне Старшем) как о блестящем ораторе ещё более характеризуют его как человека и гражданина.

Катон (прозвище происходит от латинского catus — остроумный, смышлёный; изначально его звали Приск) прославился на посту цензора, блюстителя римских нравов (184 г. до н.э.).

Он был «новым человеком», т.е. не мог похвастаться знаменитыми предками. Поэтому многие сенаторы противились его избранию и, согласно Плутарху («Сравнительные жизнеописания», «Катон Старший», 16), выставили против Катона 7 противников, заискивавших перед народом; Марк Порций же обещал устроить в Риме великое очищение. Все свои силы он направил на борьбу с nova flagitia [нова флагициа] (гнусными новшествами) — захлестнувшими Рим иноземными влияниями: стремлением к роскоши, преклонением перед греческой культурой и образованностью, распространением восточных культов, оргий и т.д.

Политика Катона базировалась на идее возвращения к строгости и простоте, к отеческим нравам.

Многие приверженцы новой морали были изгнаны им из сената, для борьбы с роскошью были введены прогрессивные налоги (возраставшие по мере увеличения состояния налогоплательщика), повышены в 10 раз (Плутарх, 18) цены на одежду, повозки, богатую утварь, украшения.

О поддержке большинства сограждан, по мнению Плутарха, свидетельствовала надпись на воздвигнутой Катону статуе в храме богини Здоровья. Не упомянув о его военных заслугах и триумфе, римляне написали: «За то, что, став цензором, он здравыми советами, разумными наставлениями и поучениями снова вывел на правильный путь клонившееся к упадку Римское государство».

Ещё по теме
Комментарии и отзывы