Вечный город

Впервые так назвал Рим римский поэт Тибулл (Альбий Тибулл, ок. 50 — 19 до н. э.) в своей второй элегии. В ней бог Аполлон предсказывает необычайное могущество Рима. Впоследствии эти слова станут расхожей фразой в выступлениях и сочинениях практически всех римских писателей, поэтов и ораторов.

И поныне эта фраза жива во многих языках мира благодаря тому, что Рим теперь воспринимается не как столица Империи, но прежде всего как один из центров человеческой цивилизации, ее органическая, неотъемлемая часть.

Но образ великого, «вечного города» рождается у Тибулла под влиянием вполне конкретных обстоятельств. Поэт жил и творил при императоре Октавиане Августе (63 до н. э. — 14 н. э.), который все утраченные ранее городские сооружения восстановил, а сохранившиеся — реконструировал. Это дало ему повод, как свидетельствовали современники, с гордостью повторять: «Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».

Эти слова стали известной исторической фразой.

К этой традиции примыкает и историк распадающейся Римской империи Аммиан Марцеллии, который писал: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество».
(М. М. Покровский, История римской литературы, М. 1942, стр. 388.).

Несмотря на то, что все писатели древности, говорившие о вечности Рима, имели в виду его политическое могущество, наименование «Вечный город» удержалось за Римом и позднее. Однако содержание выражения претерпело при этом существенное изменение. Под «Вечным городом» стали понимать Рим как огромный культурный комплекс, обнимающий античность, христианство и Возрождение.

Италия была второю страною новой Европы, где загорелся свет просвещения. Италию можно назвать… христианскою реставрациею изящного мира древнего. И потому, как Испания представляла собою чудесное зрелище фантастического слияния аравийского духа с европейским христианством, так Италия представляла не менее чудное зрелище фантастического слияния древнего с европейским. христианством, которого вечный город ее был главою и представителем.
(В. Г. Белинский, Сочинения Державина, СПБ. 1843, статья 2).

«Вечный город» несколько раз менял свою броню; следы разных одежд его остались, полным можно судить, какова была его жизнь. Рим — величайшее кладбище в мире, величайший анатомический театр; здесь можно [изучать былое существование, смерть во всех ее фазах. Прошедшее здесь легко восстановляется по одной колонне, по нескольким камням.
(А. И. Герцен, Письма из Франции и Италии, Письмо пятое).

Сегодня популярно:
Комментарии:




^